Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Психологическая атмосфера в группе

     Иногда бывает так: в поход отправляются веселые, полные ожиданий, приятных предвкушений. А из похода возвращаются унылые, угрюмые, усталые. И не обязательно в походе что-то случилось или не повезло с погодой. Просто наблюдалось отсутствие сплоченности, единства чувств и мыслей, духа дружелюбия, взаимопонимания. При одних и тех же нагрузках, внешних впечатлениях психологическая обстановка в группе может сделать поход тусклым, напряженным, утомительным, а может - ярким, оставить ощущение праздника, богатой насыщенности положительными моментами. Как же сделать, чтобы поход оставлял это ощущение праздничности, прибавлял оптимизма, чтобы члены группы стали друзьями, а не случайными попутчиками или, еще хуже, врагами?
     Туристская группа - коллектив неформальный, членство группы добровольное. Внутренняя структура ее, правила взаимоотношений и нормы поведения обуславливаются не должностными инструкциями и служебной дисциплиной. А чем же?
     Конечно, ценно, когда у членов группы совпадают интересы, увлечения. Не менее важна психологическая совместимость участников похода, хотя многие пока плохо осознают, что это такое, а при подборе группы руководствуются этим критерием скорее интуитивно. Но самое, пожалуй, главное - в группе должно быть единство доминирующей цели участия в походе.
     Разрушение единства, ухудшение морального климата, а как следствие, и дисциплины, начинается часто с того, что в одной «связке» оказываются люди, у которых главенствуют совершенно разные цели. Чаще всего в походах сталкиваются спортивные цели и познавательные или спортивные и эстетико-романтические.
     В зависимости от того, как собирается группа, кем разрабатывается маршрут, цели похода могут определиться либо до того, как сформировалась группа, либо после. В существующей компании друзей или знакомых, которая решила пойти в поход, вопрос о его цели решается, как правило, коллегиально. Но нередко бывает, что будущий руководитель в деталях разрабатывает маршрут, программу похода, определяет его цели, а потом в соответствии с ними подбирает группу. Так или иначе, но в момент рождения туристской группы главные и второстепенные цели должны быть четко оговорены. Например, мы едем осматривать памятники архитектуры, или совершаем спортивный поход II категории сложности, или хотим специально потренироваться на труднопроезжих дорогах, наконец, просто отдохнуть и развлечься. Когда общая цель похода расплывчата, неясна каждому, личные интересы могут оказаться главным регулятором поведения людей.
     На подготовительном этапе главная цель руководителя – создать сплоченный коллектив. Собственно говоря, само желание идти в поход, предвкушение походных радостей действуют объединяюще. Поэтому можно видеть: как только образовалась группа, она становится своеобразной тесной ячейкой, и над нею даже начинает витать некая тайна, известная только членам группы. То есть при создании группы ощутимо действуют центростремительные силы, которые стягивают всех вместе в плотное ядро. И эти силы тем больше, чем больше интерес к походу.
     Однако, понятно, такой интерес не может возникнуть у всех подряд. Когда будущий руководитель предлагает велотуристам пойти с ним в поход, первый вопрос обычно бывает таким: «Какой район или маршрут?», а второй: «Кто еще пойдет?» Поэтому руководитель заранее прикидывает, кого идея этого похода сможет заинтересовать. Но психологический климат в группе в немалой степени зависит не только от руководителя, но и от психологических особенностей, от совместимости всех участников похода, то есть от способности членов группы к совместному путешествию с данной целевой установкой. А при комплектовании группы для сложного похода необходимо не только уметь учитывать индивидуальные психологические качества руководителя и участников, но и предвидеть возможные эффекты от соединения людей в группу, поскольку группа - это не простая сумма свойств входящих в нее людей, и нередко их взаимодействие в экстремальных условиях непредсказуемо.
     Но даже если в группе собрались единомышленники, для успеха будущего похода очень много значит, кто и как выдвигает идею похода, какой предлагает маршрут. Поскольку чаще замысел похода рождается у руководителя, в первую очередь в его руках, чтобы интерес не угасал, чтобы центростремительные силы в группе не ослабевали, чтобы дух доброжелательности сохранялся весь поход.
     Поэтому на первой встрече сразу должно быть провозглашено единство действий (разумеется, косвенно, а не прямыми призывами), у людей должна появиться сознательная установка на сплоченность. А для этого нужно, чтобы члены группы прониклись идеями руководителя относительно целей похода, чтобы у всех появилось творческое отношение к нему. Поэтому хорошо, если на первом организационном собрании программа похода (прежде всего маршрут) выносится на всеобщее обсуждение, и руководитель логично обосновывает выбор именно такой программы, а не иной. И пусть каждый участник выносит предложения и по самому маршруту, и по организации его прохождения, и если эти предложения большинством членов группы одобрены, то их, конечно, следует принять во внимание.
     Одна из главных задач организационного собрания - настроить членов созданной группы на определенный лад, предупредить, что людей в походе ждет наверняка, что - возможно, а чего определенно не будет. Например, будут раскисшие грунтовые дороги, много комаров, большую часть в пищевом рационе займет рыба, возможна переправа вброд через реку, но не будет проблем с дровами и т.д. Человек готов перенести более трудные условия похода, если он о них знает заранее. В таком обсуждении деталей предстоящего похода, в решении организационно-хозяйственных задач и складывается общность группы, атмосфера доброжелательности и товарищества.
     Затем каждый член группы должен включиться в подготовку к походу. А с какой степенью рвения люди этим займутся, зависит в первую очередь от интереса к походу. Руководитель должен суметь активизировать этот интерес поручениями. Этому, кстати, способствует то, чтобы трудоемкость заданий была распределена примерно поровну.
     Принятая всеми программа похода потом может быть изменена только по уважительной причине. И прежде всего руководителю нужно обладать определенной мерой инерции в своих мнениях и решениях, он не должен, чуть что, менять маршрут похода или график (в этом случае руководитель сам становится дезорганизатором). Но и не следует впадать в другую крайность: излишнюю прямолинейность в выполнении плана похода, превращение графика в самоцель, игнорирование изменившейся обстановки. Например, проехать мимо малинника, потому что для остановки еще время не пришло, и остановиться пятью минутами позже. Или упрямо ехать в ливень, когда есть возможность укрыться, переждать 20 минут. И уж конечно все изменения в маршруте и в программе похода, если они предприняты не в критической ситуации, должны обсуждаться с остальными участниками похода и приниматься с учетом их мнений.
     Нужно предоставлять своим товарищам при каждой возможности право выбора. Например, приехав в какой-то город и осмотрев достопримечательности, которые интересны всем, надо обязательно потом дать время на индивидуальные дела. А в столовой тоже предоставить людям возможность пообедать самостоятельно, чтобы каждый выбрал блюда по своему вкусу.
     Если в группе много незнакомых друг другу людей, полезно в самом начале путешествия устроить вечер более близкого знакомства у костра. Каждый рассказывает о себе то, что считает нужным. Такой доверительный разговор сближает людей. Но тут нужна немалая мера такта, не надо навязывать людям, о чем рассказывать -особенно это касается личной жизни. Лучше вообще не задавать встречных вопросов.
     В походе есть свой трудный, с психологической точки зрения, период. Это, пожалуй, третий и четвертый дни похода (если в группе собрались малознакомые люди). В первый и второй дни никто еще не успел проявить своих недостатков, их друг к другу влечет любопытство, это - первый этап узнавания друг друга. Третий и четвертый дни - активная притирка. Через неделю участники похода уже привыкли друг к другу, знают, от кого чего можно ждать, более открыты, доверчивы. Поэтому есть смысл людей предупредить об этом периоде притирки, в случае появления недовольства друг другом, раздражения люди будут это относить на счет «полынного» периода похода. А руководителю необходимо в период притирки быть особенно внимательным к людям, стараться чутко улавливать настроения в группе.
     Вообще руководителю очень поможет во взаимоотношениях с группой его собственная гуманная установка на то, что он стремится людям обеспечить приятный и интересный отдых. Он должен быть благодарен участникам похода, что они оказали ему доверие, едут под его руководством. В то же время каждый член группы должен быть благодарен руководителю, что тот захотел увидеть его среди участников похода, включил его в состав группы. Пусть на основе этой взаимной благодарности и пройдет весь поход.
     Сколько руководителей, столько и стилей руководства. Но различают три основных метода: демократический, авторитарный и либеральный. Читать дальше >>

1 | 2 | 3


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.