Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

Читайте также статьи :

Фотосъемка
Видеосъемка
Принципы создания любительских фильмов


Видеосъемка

     Тому, кто собирается покупать новую видеокамеру, необходимо определиться насчет дальнейшего использования отснятых в походе пленок. Если они предназначены только для себя и друзей, то есть для домашнего использования, - можно выбрать формат Video-8 или VHS-C. Если же предполагается показывать отснятые материалы по телевизионным каналам, лучше воспользоваться более качественными видеосистемами S-VHS-C, Hi-8 и DV.
     Каким же требованиям должна отвечать походная видеокамера?
     Во-первых, она не должна быть очень дорогой, ведь в походе возможны экстремальные ситуации и, как следствие, поломка, повреждение или даже потеря видеокамеры.
     Во-вторых, аппарат должен быть небольшим по размеру и легким.
     В-третьих, объектив видеокамеры должна обладать определенной «кратностью» или увеличением (оптическим, а не электронным) для возможной съемки удаленных объектов пейзажа. Практика показывает, что 10-14-кратных объективов вполне достаточно.
     В-четвертых, видеокамера должна быть достаточно надежной и защищенной от пыли и влаги. В частности, камеры фирмы Hitachi (Япония) заключены в корпус повышенной прочности, выдерживающий нагрузку в 100 кг (то есть человек спокойно может встать на эту камеру, и она не выйдет из строя). Кроме того, эти камеры в случае, если аккумулятор оказался разряженным, позволяют воспользоваться обычными пальчиковыми батарейками размером АА, что чрезвычайно ценно для похода. А вот модели VM-H 90 Е/Н 91 Е той же фирмы Hitachi специально разрабатывались для путешествий, они имеют еще более ярко выраженные «неприхотливые» и универсальные походные свойства: широкоугольная оптика - 12 крат, сверхмощный корпус, выдерживающий распределенную нагрузку до 200 кг, практическая непотопляемость (если видеокамеру случайно уронить в воду, она не утонет и не выйдет из строя).
     В-пятых, для велотуризма особенно ценно, если камера имеет систему стабилизации изображения, которая позволяет скрыть или ослабить дрожание изображения при колебаниях камеры во время съемок, называемую Steady shot. Имеются две системы стабилизации изображения: электронная и оптическая. Вторая считается более эффективной, хотя она и дороже. Вышеназванная модель VM-H 90 Е/Н 91 Е в формате Hi-8 имеет электронную стабилизацию изображения.
     Итак, идеальная для велотуризма видеокамера должна быть малогабаритной, любительского формата, рассчитанной на малую кассету, весом не более 2 кг, обладающей достаточно высокой световой чувствительностью (минимальная освещенность - порядка 3-5 люкс), имеющей объектив с минимальным фокусным расстоянием (от 4-5 мм), а значит, и большим углом обзора, кратностью не менее 10х. Излишним можно считать набор цифровых спецэффектов, титров и прочих «наворотов». Ни к чему и система Vision, то есть встроенный цветной жидкокристаллический экран (потребляющий и дополнительную энергию), достаточно, на наш взгляд, стандартного черно-белого. Возможно, лишним в походе будет и стереозвук класса Hi-Fi. А вот возможность переводить некоторые режимы камеры из автоматических в ручные (особенно фокусировку и диафрагму) бывает очень необходима. Как уже указывалось выше, нужна система стабилизации изображения Steady shot, ну и конечно система встроенных программ экспозиции для разных режимов («портрет», «пейзаж» и т. д.). Но особенно для нас важен режим Sport - для съемки быстродвижущихся объектов с сохранением резкости изображения.
     Определенный интерес для съемки в походах и путешествиях представляет электронная система контроля съемки Stamina, разработанная фирмой Sony (Япония), которая разбивает процесс съемки на мельчайшие этапы, минимизируя потребление электроэнергии, что в сочетании с новыми литиево-ионными аккумуляторами дает возможность длительной работы камеры от одного аккумулятора.
     Довольно много недорогих и надежных камер формата VHS-C (серия RX) в очень плоском и удобном корпусе выпускает известная японская фирма Panasonic.
     Судя по всему, большие перспективы у новых моделей цифровых видеокамер формата DV компактного, можно сказать, карманного дизайна. Некоторые модели весят 400-500 граммов (вместе с батареей), имеют весьма скромные габариты - 43x148x88 мм. В то же время они обладают очень высоким качеством изображения, близким к качеству профессионального видеооборудования. Правда, камеры цифрового формата DV стоят в 1,5-2 раза дороже камер аналоговых форматов.
     Наиболее качественные и надежные видеокамеры выпускают известные и популярные мировые фирмы Sony, Panasonic, JVC, и Hitachi.
     Популярное разъяснение некоторых технических характеристик бытовых видеокамер поможет при выборе конкретной модели.
     CCD-1/3" - обозначение преобразователя «свет - электрический сигнал». Предпочтение следует отдать видеокамерам с большими размерами CCD. В последних моделях применяется не одна матрица CCD, а три, что, несомненно, лучше (3x1/3" CCD).
     CCD 810000 pixel - количество чувствительных микроэлементов, составляющих CCD-матрицу. Чем больше это число, тем лучшее качество «картинки» можно получить.
     0,5 lux - минимальная световая чувствительность, выраженная в единицах освещенности - люксах. Чем меньше это значение, тем лучшая у камеры чувствительность. (Здесь необходимо обратить внимание на то, что значение чувствительности может повышаться с помощью электроники, в этом случае существенно ухудшается качество изображения.).
     Zoom 15x/30x - возможность увеличения изображения, выраженная в кратности. Чем выше кратность, тем более крупно можно «наехать» на снимаемый объект. Первое число определяет максимальное оптическое увеличение, а второе - максимальное электронное.
     3,9-54,6 мм - характеристика объектива камеры, в которой первая цифра обозначает минимальное фокусное расстояние в миллиметрах, а вторая - максимальное. Широкоугольные объективы имеют малое значение минимального фокусного расстояния. Чем больше разница между минимальным значением и максимальным, тем выше увеличение, а следовательно кратность.
     S/N 60 - значение сигнал/шум, отражающее реагирование электроники камеры на внешние и внутренние наводки, ухудшающие полезный видеосигнал. Выражается в отрицательных значениях децибелл (например, -54 дб). Чем больше абсолютное значение, тем качественнее звук.

     Подготовка видеотехники к походу. Где бы ни проводился велопоход, каким бы он ни был, видеокамеру нужно в чем-то перевозить. В продаже имеется большое количество различных сумок для транспортировки видеокамер; профессионалы их называют видеокофрами или видеотрейлерами. Необходимо лишь правильно подобрать видеокофр, чтобы он подходил к данной модели видеокамеры. Можно видеотрейлер сшить и самому из плотного нейлона, капрона, кожи и других подходящих материалов, используя для защиты камеры от ударов внутри кофра куски толстого войлока, пенопласта или резины. Защитить кофр с камерой от дождя целесообразно дополни тельным чехлом из водонепроницаемого материала. Сумка с камерой вешается на спину и фиксируется поясным ремнем. Можно подобрать или изготовить для видеокамеры специальный рюкзак.
     Достоинством такого способа перевозки является оперативный доступ к камере и ее нахождение всегда при операторе, он в любой момент, не теряя времени на доставание камеры, может отойти от велосипеда к точке съемки. Это очень удобно и в пешеходных экскурсиях, которые бывают в каждом путешествии. Правда, при таком способе транспортировки возникает опасность повреждения аппарата при падении с велосипеда. Поэтому чем сложнее условия похода, тем выше требования к сумке-видеотрейлеру: дополнительная защита стенок от ударов, от осадков, а в особых условиях низких температур необходимы специальные сумки-кофры с автономным химическим или электрическим подогревом (см. таблицу нижу).

Таблица

Энергопитание и защита видеокамер в зависимости от вида похода

Виды велопоходов Варианты энергопитания
видеокамеры
Средства транспор-
тировки и защиты
видеокамеры
Одно-, двухдневные походы выходного дня Стандартные аккумуляторы в необходимом количестве. Стандартная видеосумка (кофр)
Многодневные велопоходы от 3 дней и более по населенной местности в благоприятных погодных условиях 1. Стандартные аккумуляторы + зарядник при возможности регулярной подзарядки аккумуляторов.
2. Использование разовых батареек с возможностью их покупки.
Стандартный видеокофр + чехол на камеру от дождя + защитный фильтр объектива (ЗФО)
Многодневные велопоходы по населенной местности в сложных погодных условиях (низкие температуры, снег, пыль и пр.) 1. Использование разовых батареек с покупкой их во время похода.
2. Использование батареек повышенной емкости типа Alkaline или выносной блок питания с более мощными батареями.
Утепленный видеокофр + защита от дождя + пылевлагозащитный чехол на камеру + ЗФО
Многодневные велопоходы по малонаселенной местности (тайга, глухие леса, тундра и т. п.) в благоприятных климатических условиях (в летнее время) 1. Определенный запас небольших разовых батареек на весь поход.
2. Выносной блок питания с батарейками большой емкости с запасным комплектом.
Стандартный видеокофр + чехол на камеру от дождя + пылевлагозащитный чехол на камеру + ЗФО
Многодневные велопоходы высоких категорий сложности по малонаселенной местности и в сложных климатических условиях (жара в пустыне, холод и снег на севере или в горах, высокая влажность и пр.) 1. Определенное кол-во на весь поход маленьких разовых батареек повышенной емкости.
2. Выносной блок питания с определенным запасом батареек повышенной емкости на весь поход.
3. Стандартные видеоаккумуляторы с возможностью их подзарядки от несетевых источников: солнечных батарей, гидро-, ветро-, бензогенераторов, от аккумуляторов автомобиля, трактора.
Утепленный видеокофр + утепленный пылевлагозащитный чехол на камеру с автоподогревом + защита камеры от дождя.
В отдельных случаях - применение специального бокса для камеры + ЗФО

     Транспортировать камеру на велосипеде можно также в видеокофре, закрепленном либо на переднем багажнике (в этом случае нужна мягкая прокладка между кофром и багажником), либо в подвешенном состоянии на жестких и упругих амортизаторах на передней части руля велосипеда. Можно закрепить видеокофр (тоже на амортизирующих жестких растяжках) и внутри рамы велосипеда с закрытой рамой.
     Немаловажен вопрос защиты видеокамеры во время съемки или когда камера находится почему-либо вне видеокофра. Основываясь на опыте телеоператоров-профессионалов, желательно разработать и сшить защитный чехол применительно к данной видеокамере из кожи или из различных синтетических водонепроницаемых тканевых материалов. Для доступа к кнопкам управления камеры следует сделать откидные язычки на «липучках». Видеочехол защищает лентопротяжный механизм и блок видеоголовок от пыли и влаги, поэтому он должен достаточно плотно и туго облегать видеокамеру, для чего можно вшить в оболочку чехла резинки и уплотнить место крышки кассетоприемника дополнительными накладками на чехле. Надо предусмотреть и оперативную смену кассеты и аккумуляторов, для чего удобно применить ту же систему откидных язычков и «липучек».
     Для защиты камеры от дождя во время съемок необходимо изготовить отдельный чехол из толстого полиэтилена в виде мешка с отверстиями для объектива, видоискателя и руки оператора. Впрочем, длительная съемка во время дождя затруднена даже при надежных средствах защиты из-за высокой влажности воздуха, которая отрицательно воздействует на механизм камеры, электронику и видеопленку. (В камерах стоят датчики влажности, которые включают блокировку системы видеосъемки, выдавая специальный сигнал на дисплее или видоискателе).
     Особо следует отметить сохранность камеры и съемку во время отрицательных температур (в зимнее время года или в северных широтах). Ввиду того, что все существующие видеокамеры не рассчитаны на длительную работу при температурах ниже 0°С, можно воспользоваться опять-таки опытом профессионалов и применить специальные видеокофры и защитные чехлы с автономным подогревом. Подогрев осуществляется путем закладывания в двойные стенки кофра или чехла так называемых химических термопакетиков, которые в течение длительного времени выделяют достаточное тепло - результат химической реакции порошка внутри термопакета. Отработанные термопакеты заменяются новыми, и камера постоянно находится в работоспособном состоянии. Кофры и чехлы с подогревом можно изготовить самостоятельно, термопакеты же можно приобрести в магазинах фирм, поставляющих в Украину профессиональную телевизионную технику. Читать дальше >>

1 | 2 | 3 | 4


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.