Поход выходного дня

Главные статьи раздела :


Интересно и нужно знать
Снаряжение и одежда
Виды походов выходного дня
Маршрут в походе выходного дня
Группа в походе выходного дня
Организация и проведение походов выходного дня
Осмотр достопримечательностей в велопоходе
Особенности походов выходного дня "маунтенбайках"
Различные формы организации походов выходного дня


Группа в походе выходного дня

     Существуют три основных способа комплектования групп походов выходного дня.
     Чаще всего отправиться в поездку решают сослуживцы, студенты, соседи по дому, двору либо компания друзей. При этом руководителем становится самый опытный велосипедист или инициатор поездки.
     Во втором случае группу создает будущий руководитель лично. Чаще это бывает так: какой-нибудь любитель воскресных велосипедных поездок решает обзавестись попутчиками, агитирует своих друзей, сослуживцев, а иногда находит "соратников" среди незнакомых людей, в том числе в туристском клубе.
     В третьем случае группа создается по объявлению, то есть непосредственно перед походом. Такие походы организуют в некоторых городах туристские клубы, и подобная практика получила наибольшее распространение в 80-х годах.
     В первом и втором случаях состав группы (в первую очередь, численный) регулируется легко, особенно когда руководитель сам собирает группу. В походе по объявлению, если не организуется предварительная запись туристов в турклубе или по телефону, а люди в объявлении приглашаются непосредственно к месту отправления в поход, группа складывается стихийно, и в общем-то состав ее, количественный и качественный, предсказать можно лишь приблизительно.
     Для велотуризма очень важно, чтобы в группе подобрались люди с одинаковыми физическими возможностями, то есть едущие с одной скоростью. Тогда поход будет доставлять удовольствие всем участникам, это усилит и психологический контакт в группе. Слишком большая группа становится трудноуправляемой, так как даже маленькая разница в силе, тренированности разбрасывает людей на дороге на большое расстояние. И Правила дорожного движения допускают движение по дорогам группами по 10 велосипедистов, между которыми расстояние должно быть не менее 80 м. Если в группе оказалось более 10 человек, ее надо разбить на две-три и более подгрупп, которые пойдут по одному маршруту либо со сдвигом во времени (например, более сильные уходят вперед), либо параллельными путями, встречаясь на общем привале. При этом каждую подгруппу должны вести опытные туристы. Так что ответственный руководитель должен давать объявление с расчетом на такое примерное количество туристов, которое он и его товарищи смогут повести за собой. Стало быть, в хорошую погоду у руководителя должны быть в запасе еще участники, которым можно доверить людей.
     Погоду, понятно, предсказать трудно. А в остальном состав группы можно и нужно регулировать - в первую очередь ради безопасности велопоходов. На состав прежде всего влияет, конечно, заявленный темп и километраж похода. Чем он больше, тем меньше приходит людей, тем они тренированнее. Если предполагается выезд к маршруту на электропоезде, людей будет тем меньше, чем дальше предстоит ехать по железной дороге. В воскресном походе туристов бывает больше, чем в субботу. Наблюдаются и сезонные колебания. С начала сезона количество участников велопоходов растет, достигая пика в июне. Потом к июлю-августу наплыв в походы немного спадает, затем в сентябре наблюдается второй пик, а с наступлением сезона дождей и первых заморозков число участников резко идет на убыль. Сказывается и быстрое сокращение светового дня. Немалое влияние оказывает время сбора группы. Чем раньше сбор, тем сильнее придут к назначенному месту туристы, тем людей будет меньше. К более позднему сбору придут люди постарше, а также новички, родители с подростками.
     Конечно, это - общие закономерности, в каждом городе есть свои особенности. Активисты велотуристского клуба, руководители велопоходов выходного дня могут в течение одного-двух сезонов провести социологическое обследование участников походов и проанализировать закономерности наплыва велотуристов в зависимости от разных факторов.
     Но это все - косвенные приемы регулирования. Само объявление может еще больше конкретизировать состав приглашенных в поход людей, если указать возраст или опыт участников, на которых он рассчитан, например, "Молодежный поход", "Для лиц старшего возраста", "Для родителей с детьми-дошкольниками", "Для начинающих" и т. д. В объявлении должны быть указаны вид похода, темп движения, тематическая направленность. При выезде из города на пригородном поезде сбор группы надо назначить не менее, чем за 20 минут до его отправления.
     Если объявления о походе за месяц, квартал или сезон помещаются на афише или в бюллетене, рекомендуем давать их в виде принятой в некоторых городах табличной формы. Вначале указываются дата похода и день недели, потом нитка маршрута, тема похода, его протяженность, фамилия ответственного руководителя или инструктора, место и время сбора. В отдельной графе, допустим, после протяженности похода, следует сообщить основные сведения о его характере (например: в среднем темпе, для тренированных велотуристов, треть маршрута проходит по грунтовым дорогам, на привале волейбол с сеткой и т.д.). Полезно в объявлении указать, для каких типов велосипедов предназначается поход. Можно выделить пять групп велосипедов: гоночные, спортивно-туристские, вездеходы ("маунтинбайки" или горные), дорожные и складные, подростковые. В одном походе возможно объединение двух-трех смежных групп велосипедов. Всем разработанным в окрестностях города маршрутам можно присваивать номера и указывать их в афишах тоже. Если поход проводят два-три руководителя, один из них должен быть старшим, ответственным за то, чтобы к месту сбора обязательно приехал кто-то из руководителей. Велоклуб, который допускает неоправданные срывы походов из-за неявки руководителей к месту сбора, быстро теряет свой авторитет и доверие велосипедистов. Походы, посвященные каким-либо темам, рекомендуем сопровождать коротким сообщением, что туристы увидят и посетят в походе. Чем больше в объявлении информации о походе, чем конкретнее очерчен контингент велотуристов, которым поход адресуется, тем слаженнее, компактнее будет идти группа, тем надежнее ее безопасность, тем больше людей останутся довольными походом.
     Вообще вопрос подбора участников велопоходов со свободным открытым сбором - чтобы к местам сбора приходили люди, достаточно близкие руководителю и друг другу по целям в туризме и тренированности, чтобы в группе сложилась хорошая атмосфера, возник дух коллективизма - вопрос далеко не простой. И тут нужна определенная организационная работа. Конкретно речь может идти о тщательном подборе руководителей с учетом не только их способностей в велотуризме, но и психологических свойств, о равномерном распределении походов по выходным месяца, о том, чтобы практиковать предварительную запись в отдельные походы (когда, например, намечается трудный маршрут либо, наоборот, предполагается поход по маршруту популярному), о подробном ознакомлении с характером и условиями предстоящего похода в пункте сбора и инструктаже туристов в начале маршрута, о строгом спросе с тех, кто прекрасно знаком с писаными и не писаными правилами походов, но тем не менее их нарушает - вплоть до отстранения от похода, и т.д.
     Немалое влияние на количественный и качественный состав группы оказывает и сам маршрут.
     В двухдневку группа, как правило, собирается по предварительной записи в предшествующем однодневном походе, туристском клубе или по телефону. Тут же после записи обычно договариваются о продуктах, палатках, котелках и других предметах группового снаряжения. Хорошо знакомые люди и эти все вопросы обговаривают по телефону.


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.