Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Краеведение в велотуризме

     Многие велотуристские группы не довольствуются только прохождением маршрута, пусть и сложного. Они чувствуют, что способны на большее: туристский поход, сочетающий отдых с элементами спорта и общепознавательными задачами, превратить в экспедицию с научно-исследовательской целью. В различные организации страны порой приходят письма и устные запросы, предложения выполнить на маршруте какое-то задание. Понять такое стремление можно. И порой вепотуристские группы выполняют задания научных организаций страны. Однако серьезная научно-экспедиционная работа по силам лишь хорошо подготовленным группам, в которые входят специалисты в той или иной области знаний и науки: геологи, географы, историки, психологи, медики... А вот краеведение по силам любой туристской группе.
     Нелегкое дело - организация похода. Еще более сложна организация экспедиции. От успешно проведенной организации будет зависеть и успех путешествия. С чего же начать?
     Конечно, прежде всего руководитель должен подумать об идее, которая воплотилась бы в программу путешествия. Идея, конечно, может появиться и у кого-либо из участников коллектива. Все зависит от наклонностей и способностей людей.
     При подготовке краеведческого похода могут быть использованы два варианта. Первый - разработка маршрута под цель путешествия. Второй - планирование решения краеведческих задач под уже разработанный маршрут. Можно использовать и оба варианта в одном путешествии.
     Краеведением туристам лучше начинать заниматься с изучения и исследования своего края: района, области, соседних областей. Прежде всего это чрезвычайно интересно. К тому же всегда можно надеяться на поддержку местных организаций и какую-то реализацию привезенного из путешествия материала, если он, конечно, будет того заслуживать.
     Почему велосипед был признан лучшим способом передвижения на маршруте? Он позволяет проехать сравнительно большое расстояние, а следовательно, охватить поиском обширный район. А при необходимости велосипед можно провести руками или где-то оставить, чтобы, к примеру, обследовать лесной массив. Ну и, конечно, - чисто спортивные, туристские достоинства.
     Маршруты велотуристов проходят по дорогам и тропам, через малые и большие населенные пункты. На маршруте велотуристы встречаются с десятками и сотнями людей. На их пути – известные и еще неизвестные памятники истории, культуры, науки и техники. Во время прохождения маршрута велотуристы могут побывать в музеях, библиотеках, архивах. Встретиться с научными сотрудниками, краеведами, журналистами и людьми других профессий, от которых можно получить нужный материал. В деревнях и селах много интересного мы узнаем от старожилов.
     В велокраеведческой экспедиции нельзя ограничиться только обычным распределением обязанностей в группе. В ней должен быть научный руководитель, несущий ответственность за выполнение краеведческой программы. Он должен правильно распределить и обязанности каждого по отношению к выполнению намеченной программы экспедиции. Конечно, желательно, чтобы всех участников при подготовке похода и в самом походе увлекла идея. Однако это совсем не обязательно, а зачастую и невозможно. Но необходимо, чтобы все участники содействовали выполнению намеченной краеведческой программы. Только общая заинтересованность, любознательность каждого принесет группе успех. Поэтому в экспедиции особенно важен тщательный подбор участников. Если главной целью похода является выполнение краеведческих задач, то эта задача и должна объединять людей. И тогда разногласия в группе не превратятся в серьезный конфликт.
     Район будущего путешествия должен быть тщательно изучен. Здесь не имеется в виду изучение особенностей маршрута, его сложности, препятствий, климатических условий местности, достопримечательностей. Это обязана делать каждая группа в подготовительный период. Речь идет о тщательном изучении того вопроса (или вопросов), который закладывается в краеведческую программу. При этом полезно пользоваться не только краеведческой литературой, но и специальной научной, в том числе и архивной. Например, старинными картами. Интересно проследить будущий велосипедный маршрут по «Почтовым дорожникам», издававшимся до 1917 года. К работе с литературой можно привлекать и опытных краеведов, если они отсутствуют в группе. Желательно, чтобы с литературой работали если и не все участники будущего путешествия, то большинство. На периодически проводимых собраниях эти материалы надо обсуждать. Постепенно краеведческая идея конкретизируется.
     Накопленный материал необходимо проанализировать и на его основании подготовить проект программы экспедиции. Программу путешествия полезно утвердить в отделениях Общества охраны памятников истории и культуры, в отделах Географического общества Украины, в музеях и ряде других организаций, оформить от них сопроводительное письмо.
     Если на маршруте запланирована работа в архиве, то перед выездом надо подготовить письмо на имя его директора с просьбой разрешить допуск к документам. Это письмо следует заготовить в организации, утвердившей программу краеведческой экспедиции. В письме в архив необходимо указать название разрабатываемой темы.
     Хорошо бы в подготовительный период завести переписку с краеведами, живущими в населенных пунктах планируемого маршрута.
     И еще полезно составить вопросник. Сделать это помогут специалисты. Вопросник во многом облегчит работу на маршруте: позволит уточнить какие-то детали, выявить новые памятники...
     Вот, к примеру, запись в вопроснике одного из маршрутов. «Село Ворша, церковь Дм.Селунского и Ал. Невского. Деревянная статуя Александра Невского. Где находится в настоящее время?» На местности начинается поиск этой исторической реликвии. И через день, правда, в другом селе, участники экспедиции находят эту статую, которая долгое время считалась утерянной.
     Итак, все готово, пора отправляться на маршрут. В отличие от велопохода, велосипедная экспедиция оказывается более интенсивной, напряженной, трудной, но и, конечно, более интересной.
     Лучше вести два дневника: обычный, связанный с описанием маршрута (его ведет штурман группы), и специальный, краеведческий - его ведет научный руководитель. Сюда же можно вносить различные схемы, рисунки, таблицы, адреса и другую информацию. Материал записывается в сжатой форме, но так, чтобы потом можно было разобрать. Этот дневник надо особенно тщательно беречь.
     Важным иллюстративным материалом к дневнику являются фотографии. В краеведческой экспедиции лучше иметь двух фотографов. Один снимает спортивные моменты путешествия, особенности маршрута, а другой специализируется на краеведческих объектах, обращая особое внимание на интересные, малознакомые, а то еще и неизвестные объекты истории, географии, культуры. Желательно продублировать также объекты съемки всей имеющейся в группе фото-видеоаппаратурой. Научный руководитель группы должен уметь определить ценность объекта и помогать фото-оператору в выборе объектов съемки. Не исключено, что отдельные снимки и слайды в будущем приобретут большую ценность. К ним можно отнести изображения старинных изб и крестьянских амбаров, участки старинных дорог, деревянных мостов, старые заводские и фабричные постройки, панорамы старинных деревень и сел, памятные места, связанные с историческими событиями. Читать дальше >>

1 | 2


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.