Поход выходного дня

Главные статьи раздела :


Интересно и нужно знать
Снаряжение и одежда
Виды походов выходного дня
Маршрут в походе выходного дня
Группа в походе выходного дня
Организация и проведение походов выходного дня
Осмотр достопримечательностей в велопоходе
Особенности походов выходного дня "маунтенбайках"
Различные формы организации походов выходного дня


Организация и проведение походов выходного дня

     Руководство походами выходного дня, особенно со свободным открытым сбором, - дело ответственное, поскольку в такие поездки часто приходят новички, не имеющие понятия ни о туризме, ни о правилах и принципах езды в группе, некоторые плохо знакомы и с Правилами дорожного движения. Поэтому за руководство такими походами нужно браться тем, кто имеет специальную туристскую подготовку, большой практический опыт участия в походах, в том числе многодневных. Возраст руководителя должен быть не менее 18 лет.
     Прежде чем велотурист начнет проводить походы самостоятельно, он должен пройти стажировку с опытным руководителем походов выходного дня. Самостоятельные выезды на маршруты с группой начинающий руководитель должен осуществлять по хорошо известным маршрутам.
     На поход выходного дня оформляется маршрутный лист. Его бланк можно получить в туристской секции коллектива физкультуры, туристском клубе, других физкультурно-спортивных и туристских организациях. Маршрутный лист подписывается председателем совета коллектива физкультуры, председателем правления или инструктором туристского клуба, ответственным лицом организации, проводящей поход, и заверяется печатью турклуба или организации.
     На основании маршрутного листа участникам похода по их желанию затем выдаются справки с указанием пройденного километража.
     К месту сбора руководитель приходит минут за десять до объявленного времени. Приветствуя незнакомых ему велосипедистов, он должен осведомиться о туристском опыте каждого из них. Если человек до этого совершал поездки не более 30 километров, то ему отправляться, скажем, в 80-километровый поход преждевременно. Нельзя ехать и тем, кто накануне употреблял спиртные напитки, а в самом походе не следует пить даже пиво.
     Когда все собрались, руководитель представляется, объявляет участникам об особенностях похода, сообщает о маршруте, о достопримечательностях, которые предстоит осмотреть, называет предполагаемое место и время привала, примерное время возвращения. Обязательно предупреждает о трудностях, которые встретятся в походе, особенно о труднопроезжих грунтовых дорогах и лесных тропах. Люди должны быть готовы к тому, что их ждет. Если предстоит ехать к начальному пункту маршрута по железной дороге, каждый участник похода должен уяснить, на какой станции следует выходить, после чего группа "рассыпается" по платформе.
     Пассажиру разрешается провозить велосипед в пригородных поезде, при этом нужно оплатить его провоз по действующему на данной железной дороге тарифу.
     Но вот участники вышли на нужной станции. Руководитель садится на велосипед лишь после того, как соберется вся группа. В начале маршрута темп должен быть медленным, чтобы всем приспособиться к езде в группе. В ближайшем удобном месте (у леса или обсадки) делается организационная остановка. Если группа собралась по объявлению, все записываются в маршрутном листе.
     Туристы на остановке могут переодеться по погоде, укрепить рюкзаки на багажниках. На этой же остановке ликвидируются мелкие неполадки в велосипедах, устраняются поскрипывания и дребезжания, которые, помимо всего прочего, раздражают других участников похода. Руководитель, его помощник или механик проверяют у новичков крепление груза, надежность тормозов.
     Проводится последний инструктаж, прежде всего руководитель объявляет о трех главных и неоспоримых правилах велопоходов: не обгонять направляющего; не уезжать из группы и не останавливаться без серьезных причин, не предупредив руководителя; ехать только в один ряд как можно правее.
     Каждое из этих правил имеет веское основание. Направляющий (в начале похода) задает оптимальный для данной дороги темп, кроме того, маневренность велосипедной группы намного ниже, чем пешей или лыжной, особенно на хорошей дороге, и внезапно остановиться где-нибудь у родника, на развилке, в интересном месте можно лишь в том случае, если руководитель, вообще человек, ведущий группу по маршруту, находится впереди. Гуськом ехать совершенно необходимо по дорогам с интенсивным автомобильным движением. По поводу отставания: догонять группу - дело тягостное и долгое, особенно для малотренированных туристов.
     Разъясняется смысл сигналов руки. Основные сигналы изложены в Правилах дорожного движения и в соответствующем разделе книги: поднятие руки вверх - остановка, вытягивание в сторону - поворот. Кроме них велотуристы применяют другие сигналы. Так, поднятая вверх левая рука может служить сигналом готовности начать движение. Сигнал "осторожно, опасность" - рука с поднятым вверх пальцем, сигнал "опасность слева или справа" - вытянутая рука и указательный палец вниз и в сторону, в направлении препятствия: выбоины, ямы, лежащего на дороге камня и т.д. Знаком сокращения или увеличения дистанции между велотуристами может быть движение кисти руки вперед или назад. Если велогруппа обгоняет какое-то транспортное средство, вначале левой рукой подается сигнал поворота, а затем направляющий вытянутым большим пальцем правой руки показывает назад водителю транспортного средства, чтобы дать ему понять, что первый велосипедист едет не один. Сигнал "замедление хода" - вытянуть руку вверх и помахивать ею. Круговое движение рукой - сигнал "вернись".
     Перечисленные сигналы могут быть дополнены другими, которые руководитель сочтет необходимыми, но чтобы не было путаницы, все руководители велопоходов клуба, города в одинаковых случаях должны применять одни и те же сигналы.
     Во время движения все сигналы, подаваемые направляющим, обязательно дублируются остальными туристами вплоть до предпоследнего.
     Применение сигналов увеличивает мобильность группы, способствует успешному безопасному прохождению маршрута.
     Руководители велопоходов могут подавать сигналы и свистком, в частности, один длинный свисток - приготовиться к движению, два свистка - "поехали", один свисток в движении - "внимание, опасность", два свистка - остановка. Но поскольку Правила дорожного движения запрещают езду по дорогам большими группами (более десяти велотуристов), нет необходимости перекрывать звуки живого леса резкими свистками, группа прекрасно услышит и голос.
     Если в группе нет второго руководителя, назначается замыкающий. Это всегда один из самых опытных туристов в группе, в котором уверен руководитель. В середине и конце маршрута замыкающим может быть и сам руководитель, если направляющий хорошо знает дорогу.
     На организационной остановке производится формирование подгрупп, если собралось более десяти велотуристов. Во главе одной подгруппы идет ответственный руководитель, вторую, третью, и т. д. подгруппы возглавляют его помощники. Определяются замыкающие подгрупп. Если подгруппы-десятки идут разными путями, у каждой из них должен быть свой маршрутный лист.
     В самом начале похода важно задать и психологический тон среди участников похода - доброжелательный, непринужденный. Люди в этот момент настроены друг относительно друга вполне радушно и охотно этот тон подхватывают.
     Но вот все готовы отправляться в путь. Руководитель выезжает на дорогу и останавливается на обочине. За руководителем (направляющим) становятся самые слабые члены группы, и по ним выбирается темп движения. Следующие участники располагаются по возрастанию физических возможностей, в конце - самые сильные туристы, в том числе замыкающий, который обычно везет необходимый ремонтный набор, медаптечку. Такое построение не случайно: у того, кто едет в хвосте, появляется ощущение, что он все время как бы догоняет остальных, а это утомляет малотренированных. Надо сразу приучать людей ездить компактной группой, что необходимо в сложных путешествиях. Растянутая группа крайне неудобна и для водителей автомашин. Интервал движения на ровной дороге - 2-3 м, на спуске на мокрой и скользкой дороге - до 30 м.
     Хорошо, если у направляющего на руле есть зеркало заднего вида. У замыкающего сзади на велосипеде или рюкзаке (а лучше, если и у направляющего тоже) должен быть прикреплен сделанный из куска тонкой фанеры, пластика, материи знак 1.30 "Прочие опасности", катафот либо просто яркий флажок треугольной формы на палке, выступающий примерно на 70 см за пределы багажника велосипеда с левой стороны. Может быть и два флажка на куске толстой мягкой проволоки, прикрепленного к рюкзаку. Такие знаки должны быть у замыкающего каждой подгруппы.
     Через минуту после того, как отъедет первая десятка велотуристов, отправляется вторая, чтобы интервал между подгруппами был не менее 80 метров, затем третья.
     В начале похода велосипедисты полны сил, дорога так и манит вперед, и у молодых и горячих людей (особенно у новичков) появляется большой соблазн развить скорость, выяснить (и продемонстрировать) свои возможности. Но именно новичку, который их еще не знает, а тренированности недостаточно, это больше всего и противопоказано. Этот момент для руководителя очень ответственный: нужно сдержать порыв, дать всем понять, что в походе важна дисциплина, иначе туристская группа превратится в "табун" дворовых гонял, особенно если новичков в группе много, а тут и до ЧП недалеко. В то же время нельзя испортить настроение всем участникам похода. Тут нужно опираться на костяк группы, опытные товарищи должны создавать определенный дух, верное общественное мнение в группе.
     Темп движения должен плавно нарастать, достигать максимума через полтора-два часа после начала похода (но в пределах объявленного), к обеду понижаться. К этому времени запасы энергии, особенно в жаркий день, начинают быстро падать. Через 50 минут (а на пересеченной местности чаще) нужно устраивать 10-минутные остановки там, где есть съезды с шоссе или легко сойти на полосу отчуждения. Останавливаться надо постепенно: дать сигнал замедления хода, прекратить педалирование и какое-то время ехать накатом, затем поднять руку, на малой скорости съехать на обочину и начать притормаживать. Тогда никто ни на кого не наедет. Остановившись, группа немедленно должна сойти с полотна дороги.
     На остановках полезны гимнастические упражнения для рук, шеи, плечевого пояса и поясницы, а также приседания.
     Остановки подгруппы обычно устраивают вместе - не только ради того, чтобы скорректировать путь дальнейшего движения. В велопоходах возможности для общения ограничены, туристам и в пригородном поезде приходится ехать в разных вагонах, и на маршруте не очень-то побеседуешь. Поэтому остановки и привалы приобретают большое значение не только как физические передышки, но и паузы для свободного общения.
     Поскольку завтракают в день похода рано, между 10 и 11 часами устраивают перекус. Для него лучше всего подходят пряники, печенье, инжир, изюм, курага, фрукты, овощи; запивают морсом, отваром шиповника, холодным чаем, соком. После каждой остановки набирать скорость надо постепенно, тогда не появятся разрывы в группе в самом начале движения. На крутых подъемах невредно устраивать двух-трехминутные "пешие паузы" (то есть вести велосипеды руками). Такие разминки дают очень хороший отдых (работают другие мышцы).
     Каждый велотурист должен выбрать поход, который проводится в подходящем для него темпе. В свою очередь, руководитель не должен превышать объявленный темп, чтобы люди ощущали в конце поездки усталость, а не укатывались до изнеможения. Особенно опасно переутомление в жару. Если человек отстает, надо в первую очередь посмотреть, в порядке ли у него велосипед. Если у кого-то случилась поломка, опытные участники поездки должны помочь ему устранить неисправность.
     До привала должно быть пройдено от половины до двух третей маршрута. На обед надо останавливаться не позже 13 часов. Обычная продолжительность привала - полтора-два часа. Перед обедом хорошо искупаться, а после обеда и небольшого отдыха - поиграть в волейбол, бадминтон, другие подвижные игры.
     В жаркие дни график меняется: выезжать надо пораньше, а днем устраивать большой привал примерно с 12 до 16 часов.
     Варить суп и кашу в однодневном походе не очень целесообразно, но чай в велосипедной поездке идет очень хорошо, в жару -зеленый. Кипячение чая на костре необходимо опять же из-за того, что контакты между людьми в велопоходе ограничены, и на привале совместное разжигание костра, общее чаепитие создают ощущение коллектива. Поэтому нужно придерживаться старого туристского обычая: съестные припасы выкладываются на общий стол, и обедают все вместе.
     В двухдневных поездках часто на обеденных привалах ограничиваются готовыми продуктами (салаты, бутерброды и т.д.) и готовят чай, как в однодневных. А вечером в субботу делают основательный ужин, нередко даже с супом (но не менее чем за два часа до сна), в воскресенье утром тоже варят мясное кушанье.
     Руководителю нужно приучить себя выдерживать намеченный маршрут. То же касается и остальных участников. Неприятный осадок у всех оставляет человек, который на привале вдруг собирается и уезжает, говоря, что ему нужно то ли в другую сторону, то ли раньше вернуться. Не отпустить его руководитель, конечно, не вправе, но такие случаи должны быть исключением. И не нужно планировать на вечер какие-то дела - день похода должен быть целиком посвящен только походу. Человек, которому вечером что-то предстоит, и сам не отдыхает, и других нервирует. Не в ладах с туристской этикой также участник, который в конце похода, завидев электричку, сразу бросается к ней, забыв про всех остальных. И совсем недопустимо, когда так поступает руководитель.


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.