Многодневный поход

Главные статьи раздела :


Посадка, техника езды на велосипеде
Тактика велопохода
Ориентирование в велопоходе
Какая погода будет завтра?
Движение по разным дорогам, преодоление препятствий
Правила дорожного движения и комментария к ним
Обеспечение безопасности в велопоходах
Психологическая атмосфера в группе
Остановка, привал, ночлег, днёвка
Питание
Походная гигиена и медицина
Ремонт велосипеда в походе
Краеведение в велотуризме
Общественно-полезная работа велотуристов
Полевой дневник
Фотосъемка и видеосъемка велогруппы
Навигация в велопоходе
Подведение итогов похода. Составление отчёта


Движение по разным дорогам, преодоление препятствий

     Спуски, при всей их кажущейся легкости, требуют особого внимания и собранности, поскольку большинство несчастных случаев происходит именно на них. Крутые короткие спуски проходят с интервалами между велосипедами не менее 10 метров. Если спуски прямые, на них можно не притормаживать. При сильном встречно-боковом ветре на спусках применяют низкую посадку.
     Осторожным надо быть в конце спусков на местных дорогах на пересечении их с ложбинами, ручьями, речками. Здесь часто бывает разбит асфальт, на грунтовых дорогах попадаются ямы с грязью, большие выбоины, а иногда - неуплотненная подсыпка. Поэтому нужно быть готовым затормозить на спуске: лучше потерять скорость, чем управление велосипедом на ухабах. При спуске по песчаной дороге надо ехать прямолинейно. На плохих дорогах и тропах на крутых спусках лучше спешиться, провести велосипед руками, нажимая на задний тормоз.
     На продолжительных спусках велотурист получает возможность отдохнуть, расслабиться. В начале спуска велотурист разгоняется, несколько раз энергично повернув шатуны педалей, а затем он должен поставить их в горизонтальное положение, прижав колени к раме, и внимательно следить за дорогой. Площадь лобового сопротивления при такой посадке значительно уменьшается. Время от времени нужно выпрямлять то одну, то другую ногу, чтобы дать мышцам отдых. На длинных спусках рекомендуем педали вращать время от времени в обратном направлении, так как на большой скорости воздух охлаждает мышцы и суставы, отчего их эластичность теряется, а следовательно, снижается работоспособность. Вращение педалей в обратную сторону одновременно способствует расслаблению мышц.
     Спуски с горных перевалов требуют особой техники. Перед спуском нужно проверить крепление колес, руля, груза. Наибольшее внимание уделяют тормозам. Осматривают не только колодки и тросики, но и скобы и колодкодержатепи. Для надежности торможения рекомендуется на тормозные ручки надевать насадки (или наставки). Насадки для всей группы можно изготовить из лыжной палки, которая распиливается на отрезки длиной по 5-7 см. Легкими ударами такая трубка насаживается на тормозную ручку. На спусках встречный воздух; особенно на теневой стороне дороги, приводит к быстрому переохлаждению, поэтому на перевале необходимо надеть теплую одежду.
     Направляющим на спусках бывает руководитель или опытный велотурист. Дистанция - 20-25 метров. Поскольку на продолжительных спусках большую нагрузку испытывают кисти и пальцы рук, через 15-20 минут надо группу останавливать на кратковременный отдых, каждый раз проверяя тормоза. Частоту остановок направляющий должен определять по физическим и психологическим возможностям самого слабого участника похода.
     Наибольшего внимания требуют крутые повороты серпантинов горных дорог. Чем больше скорость велосипеда, тем круче угол его наклона. На неасфальтированной дороге угол наклона, после которого последует падение, составляет 70°, на асфальте - 75°, на мокром асфальте - 85°. Опыт велосипедиста заключается в том, чтобы определить безопасную для данного поворота скорость. Начинать тормозить надо задолго до начала изгиба дороги, а на самой кривой ослабить торможение, выставить в сторону поворота колено согнутой ноги. Второй ногой велосипедист опирается на педаль, которая находится в нижнем, положении. На крутых виражах на мокром асфальте или скользкой дороге нога со стороны поворота снимается с педали и скользит пяткой по дороге, а вторая нога, оставаясь на педали, принимает на себя основной вес туловища. При потере равновесия - когда велотурист чувствует, что падения не избежать, он должен откинуть ногу в сторону падения как можно дальше от велосипеда и, нажимая на оба тормоза, положить велосипед на бок. При спусках ни в коем случае нельзя срезать углы на крутых левых (закрытых) поворотах; выезжая на полосу встречного движения.
     В горах нередко с близлежащих склонов во время дождя, в сильную жару, при обвалах падают на дорогу камни, которые особенно опасны при спусках и при плохой видимости в туман, дождь, снег.
     По тропам, проложенным в труднодоступных местах по склонам, нужно идти пешком, ведя велосипед рядом, ниже по склону. В некоторых горных районах на крутых скалах и прижимах тропы соединяются оврингами (нависающими искусственными тропами, сложенными из камня и хвороста). По оврингам и тропам, проходящим по краю обрыва, нужно двигаться с максимальной осторожностью. Рюкзак лучше нести на себе, а велосипед в руках со стороны обрыва. Иногда удобнее и безопаснее перенести рюкзак и велосипед по очереди. Если же безопасное преодоление такого участка вызывает сомнение, необходимо организовать страховку, использую перила и грудную обвязку.
     На особом месте стоят осыпи, расположенные по склонам гор. Если осыпь перекрыла тропу, значит, она свежая и в любой момент может «ожить». При неизбежном переходе через осыпь необходимо организовать страховку, велосипед вести по нижней стороне осыпи или нести на плече.
     На очень крутых спусках по горным тропам двигаются пешком с рюкзаком за плечами. Велосипед ведут руками или даже несут на плече. При осуществлении сложных спусков с перевалов бывают случаи, когда тропа обрывается круто вниз. Поиски безопасного пути обычно приводят к месту, где человек может спуститься с рюкзаком за плечами, но сделать это с велосипедом не всегда оказывается возможным. Для транспортировки велосипедов используют две веревки - основную и вспомогательную. При помощи основной веревки, которая крепится у подседельной трубы, велосипед удерживается на весу. Вспомогательную крепят к каретке велосипеда и бросают вниз. Вспомогательной веревкой корректируют направление спуска велосипеда и при необходимости осуществляют его протяжку вниз.

     Каждое дорожное покрытие требует своей техники велоезды. Двигаясь по брусчатке и булыжному шоссе, надо поставить цепь на большую ведомую звездочку, равномернее распределить груз (немного прибавить на передний багажник, но не более 5 кг). На спуске следует притормаживать обоими тормозами. Особую осторожность надо соблюдать на мокрой булыжной мостовой. А лучше всего ехать по обочине таких шоссе или идущей параллельно дороге, тропе, если такая есть.

     По грейдерным дорогам, усыпанным галькой или мелкой щебенкой, ехать тоже нужно на малой передаче, стараясь сохранять прямолинейность движения.

     Своих навыков требуют грунтовые дороги и тропы. Опытные велотуристы, хорошо владеющие техникой езды, стараются сложные участки преодолевать в седле, спешиваясь лишь перед теми препятствиями, переезд через которые грозит поломкой велосипеда или травмой. При приближении к сложному участку важно уметь далеко вперед просматривать дорогу от одной ее кромки до другой и выбирать наилучшую колею или даже необходимость объехать препятствие (лужу, канаву, упавшее дерево и т.д.) по боковой тропе.
     На рыхлом песке и на дороге с толстым слоем пыли следует опасаться юза, поэтому здесь нельзя развивать большую скорость. Небольшие песчаные участки преодолевают с ходу на средней или малой передаче, так как переключение на песке весьма затруднительно. На песчаной дороге не делают резких поворотов, нужно крепче держать руль, увеличить дистанцию до 6-10 метров, а на спуске - до 20-30 метров. На подъеме на песчаных дорогах лучше идти пешком, потому что здесь нужны очень большие усилия. Протяженные песчаные участки маршрута лучше преодолевать утром, когда песок увлажнен.
     На размокшей или грязной грунтовой дороге значительно ухудшается сцепление колес с дорогой и увеличивается сопротивление движению. Здесь нужна хорошая реакция для того, чтобы вовремя включать соответствующую состоянию дороги передачу, пока велосипед не потерял инерцию. По скользкой дороге стараются ехать прямолинейно, равномерно, медленно вращая педали, не делая резких движений телом, поворачивая как можно плавнее. В любой момент нужно быть готовым выставить ногу на дорогу для предотвращения падения. На грунтовых мокрых дорогах надо избегать поверхности с поперечным наклоном, чтобы предотвратить скольжение юзом.
     Если приходится ехать по узкой колее, следует не слишком сильно сжимать руль, давая возможность переднему колесу держать направление, и, равномерно педалируя, поддерживать безопасную скорость движения.
     По дороге, иссеченной колеями в разных направлениях, имеющей ухабы, выбоины, нужно ехать на малой передаче, избегая одновременного попадания двух колес в ухабы или поперечную колею. Ложбины и широкие канавы следует переезжать наискосок, а рельсы на железнодорожных переездах, узкие колеи на грунтовых дорогах - наоборот, перпендикулярно или под углом, близким к прямому.
     На извилистых дорожках и тропах, идущих через густой лес и кустарник, нужно соблюдать безопасную дистанцию.
     В случае, если путь лежит по тропе через заболоченный лес, целесообразно предварительно произвести пешую разведку. Заболоченные участки, покрытые густым мхом, травой, кустарником, деревьями, могут быть непроходимыми. Под яркой зеленой растительностью, густой высокой травой часто скрывается вода. По гатям надо ехать на малой скорости, а по старым гатям лучше идти пешком.
     В сибирских районах с преобладанием озерно-болотного ландшафта велопоходы затруднены тем, что сухие пространства вдоль рек там представляют собой покрытые ягельниками выходы песчаных грунтов, дороги без покрытия сильно разрыхлены, поэтому ехать можно только по тропам и шоссе. Читать дальше >>

1 | 2 | 3


Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.