Подготовка к походу

Главные статьи раздела :


Особенности регионов стран для велотуризма
Маршрут в велопоходе
Формирование группы
Физическая подготовка
Походное снаряжение
Маршрутная документация
Особенности учебно-тренировочного похода
Скоростные велопутешествия
Комбинированные походы
Организация зарубежных и международных велопоходов


Особенности учебно-тренировочного похода

     В группе УТП, как и в обычном походе, распределяются обязанности: завхоз, механик, санинструктор и т.д. Кроме того непременно выявится, что один любит и умеет хорошо готовить еду, другой мастер разжигать костры, третий быстро ориентируется на местности... Но цель учебно-тренировочного похода - дать как можно больше разнообразных навыков всем слушателям, и тут важно не пойти по пути наименьшего сопротивления (как, увы, нередко бывает), когда каждый делает то, что у него хорошо получается, а остальные остаются в роли пассивных потребителей. Поэтому здесь полезно ввести тот же принцип, о котором сказано выше, то есть в группе неофициально утверждаются главный повар, главный костровой, главный механик и т.д., которые не сами варят кашу, разжигают костры, меняют спицы колес, а следят за тем, как это делают дежурные повара, костровые и механики, лишь направляя их и подсказывая в случае необходимости. Таким образом умельцы становятся самыми хорошими помощниками инструктора.
     Например, турист, лучше всех владеющий техникой езды на велосипеде, показывает, как постараться преодолеть трудный участок в седле, а инструктор в это время со стороны показывает остальным особенности действий в этой конкретной дорожной обстановке, отмечает ошибки (если они есть). Потом участок преодолевают остальные члены группы.
     «Главный» костровой подсказывает дежурным разные типы и виды костров, показывает меры противопожарной безопасности. «Главный» механик и инструктор не только учат устранять возникающие в походе поломки и неисправности, но и, предполагая другие типичные поломки, объясняют, как их исправлять. То же самое относится к доврачебной медицинской помощи. Если позволяет время, можно в походе каждому дать задание разведать вариант маршрута ради учебных цепей.
     Поскольку учебно-тренировочный поход формирует походный стиль и на дальнейшую туристскую жизнь, очень важно четко и без пропусков осуществлять намеченную программу, ехать по дорогам строго по Правилам дорожного движения и в соответствии с туристскими законами, подачей всех сигналов и знаков о начале движения, поворотах, объездах препятствий, остановках и т.д.
     Весь УТП должен представлять собой учебный процесс, но центр тяжести в методическом плане приходится на вечер, поэтому группа должна вставать на бивак раньше, чем в обычном походе. После ужина происходит разбор дня и смена «руководства». Предложим в качестве одного из вариантов следующий порядок разбора дня:
     1. Высказывания участников похода по очереди о том, как прошел день, характеристика действий дежурного руководителя и других членов группы, предложения.
     2. Отчет дежурного руководителя о прошедшем дне, разбор тактики преодоления встретившихся за день сложных участков, препятствий, анализ возникавших аварийных ситуаций, ошибок участников похода, ответы на вопросы и замечания членов группы.
     3. Резюме инструктора, подведение итогов дня.
     4. Слово заступающему на следующие сутки дежурному руководителю, который объявляет (или напоминает), кто на следующий день будет дежурить у костра, кто направляющий и замыкающий. Затем будущий руководитель знакомит группу с планами на предстоящий день, сообщает, каков график дня, где предполагается обед, какие встретятся препятствия и сложные участки пути, какие достопримечательности, где должны встать на следующий ночлег, предлагает варианты в случае ухудшения погоды. Понятно, что этому выступлению будущего руководителя должна предшествовать определенная подготовка.
     В конце дня инструктор оценивает работу участников похода за прошедший день. А чтобы они лучше знали о своих сильных и слабых свойствах, полезно выставлять оценки по рубрикам или отдельным сторонам деятельности группы:
     1. Решительность и уверенность в принятии решений.
     2. Ориентирование на местности, оперативность в получении информации.
     3. Точность соблюдения графика дня.
     4. Дисциплина в группе.
     5. Моральная обстановка в группе.
     6. Четкость движения на маршруте (соблюдение рядности, компактность и т.д.).
     Инструктор может оценки участникам похода объявлять каждый вечер, а может вывести средние за весь поход и объявить их на разборе после прохождения маршрута.
     Хорошо, если привычка у велотуристов к вечернему разбору закрепится, и они будут ощущать в нем потребность и в обычных походах. Такой разбор полезен не только в учебно-методическом плане, не только ради оттачивания мастерства руководства походным коллективом, велика его и психологическая роль.
     Для того, чтобы учебно-тренировочный поход групп-отделений школы представлял собой единый учебный процесс, его организуют в виде туриады, то есть хотя бы один раз где-то в середине или в конце маршрута все группы собираются вместе и встают одним лагерем, причем надо стараться не ограничиваться общим ночлегом, а организовать дневку. Обмен мнениями здесь полезен и между слушателями, и между инструкторами, ведь обучение - постоянно развивающийся творческий процесс. Такая встреча целесообразна и с тактической точки зрения, особенно если группы попарно идут по одним и тем же маршрутам навстречу друг другу.
     В месте встречи можно предусмотреть активный отдых с играми в мяч, но основное время должно быть уделено учебным целям. Причем все совместные мероприятия должны быть построены на принципах соревновательности. Речь идет о конкурсах на лучший бивак, на самый вкусный туристский ужин, и полезно провести соревнования по фигурному вождению велосипеда, по ориентированию, организовать триал или ралли по трассе с разнообразными дорожными трудностями и естественными препятствиями. Поэтому для общего лагеря желательно найти такое место, чтобы около него были крутой склон, песчаный участок, грунтовая дорога, бревно через ручей или овраг и т.д.
     Если общий сбор намечен на конец учебно-тренировочного похода, то на нем обычно устраивают и общий разбор всего УТП - сначала по группам-отделениям, потом все вместе. Разбор проводится по той же общей схеме, что и разбор дня: сначала высказывают свои мнения и замечания участники, потом итоги подводит инструктор. Очень полезен публичный обмен мнениями слушателей разных групп - не только для них самих, но и для инструкторского состава. Основная цель общего разбора для участников - исправление замеченных у них тактических и технических недостатков, выявленных непосредственно на маршруте, конкретизация путей дальнейшего совершенствования в спортивном и туристском плане.
     Письменные отчеты о походах низших категорий сложности обычно не составляют, но после учебно-тренировочных походов полезно отчеты писать - это хорошая возможность для осмысления совершенного похода, к тому же когда придет пора в обязательном порядке составлять отчет, это дело не будет представляться чем-то неизвестным.
     На всех этапах семинаров инструкторской подготовки, в том числе в учебно-тренировочном походе, слушатели должны побыть в роли не только руководителей, но и инструкторов. После УТП слушатели школы инструкторской подготовки составляют дома методические разработки на тему «Как провести учебно-тренировочный поход», исходя из тех знаний, навыков и личных впечатлений, которые они привезли из похода. Потом производится взаимное рецензирование разработок слушателями, после чего делает свои заключения преподаватель-инструктор.

1 | 2

Наши партнёры:


Copyright © 2006 by VeloTur.Kiev.Ua
При полном или частном копировании ссылка на сайт обязательна.